15 марта – Всемирный день прав потребителей. Как защитить свои права?

День прав потребителей учрежден ООН в 1983 г. В апреле 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила руководящие принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей юридически признаны.

Основным документом в Российской Федерации, регулирующим потребительские отношения (то есть права и обязанности, ответственность между потребителем, продавцом, исполнителем услуг и т.д.), является Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992г., устанавливающий основные права потребителей:

  • Право на безопасность товара (работы, услуги);
  • Право на качество товара (работы, услуги);
  • Право на информацию о товарах (работах, услугах);
  • Право на судебную защиту.

Ежегодно 15 Марта отмечается Всемирный день прав потребителей. Девизом его по решению Международной организации потребителей в 2021 году объявлена «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами». В развитие темы прошлого года – «Рациональный потребитель», тема этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров.

По данным исследования Всемирного фонда дикой природы (WWF), объем производства изделий из пластика составляет около 53 кг на человека ежегодно. Такие изделия производят бесконтрольно, без учета реальных потребностей, и это не позволяет ни регулировать масштаб загрязнения, ни остановить его рост. Около 40% пластмасс — одноразовые столовые приборы, тарелки, пищевые контейнеры, упаковка и бутылки.

Могут ли эти предметы полностью исчезнуть из нашего обихода? Экологи просят отказаться от пластика и сделать выбор в пользу биоразлагаемой упаковки.

Любой человек может внести свой небольшой вклад в борьбу с пластиковой проблемой. Для этого достаточно немного пересмотреть свои привычки:

  • постараться не использовать полиэтиленовые пакеты. В магазин можно ходить с тканевой сумкой для продуктов, а еду заворачивать в бумажные пакеты;
  • не использовать одноразовую пластиковую посуду;
  • не покупать воду в пластиковых бутылках, завести многоразовую емкость и носить ее с собой или брать термос с горячими напитками;
  • можно участвовать в мероприятиях по сбору мусора, которые помогают очищать леса и парки;
  • также стоит начать сортировать мусор, если в вашем городе есть программа переработки отходов.

Хотя эти меры могут показаться незначительными, но чем больше человек задумывается об этом, тем заметнее становится результат, и чей-то опыт может стать примером для подражания, который подвигнет других позаботиться об экологии. Поэтому совместный вклад действительно помогает бороться с загрязнением.

Мусор живет еще много лет после того, как вы забыли о нем:

  • Окурки: 10-12 лет;
  • Жевательная резинка: 30 лет;
  • Нейлоновая ткань: 30-40 лет;
  • «Бумажные» стаканчики, покрытые пластиком внутри: 50 лет;
  • Обувь с резиновой подошвой: 50-80 лет;
  • Губки для посуды: 200 лет;
  • Пластиковые трубочки: 200 лет;
  • Рыболовная леска: 600 лет;
  • Гигиенические прокладки: 500 лет;
  • Пенополистирол: не разлагается.

Загрязнение природы пластиком можно существенно снизить, стоит лишь приучить себя к культуре потребительства. Старайтесь заменить любую пластиковую продукцию на подобную ей экологичную альтернативу.

Реализацию прав и законных интересов потребителей в России призвана обеспечить система органов и организаций, основным из которых являются:

Роспотребнадзор- Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), В настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций по защите прав потребителей.

При любых ущемлениях прав, будь то сфера торговли, медицинского обслуживания, транспортных услуг, общественного питания или иной вопрос, вы можете обратиться за помощью, если решить вопрос не удается.

Также напоминаем, что с 09 по 19 марта 2021 г. на базе Территориального отдела по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю открыта «горячая» линия по защите прав потребителей, приуроченная к Всемирному дню защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта.

Специалисты проконсультируют граждан по вопросам приобретения товаров и услуг, в том числе через интернет, по решению вопросов защиты прав потребителей в различных жизненных ситуациях.

Телефон «горячей линии»: +7978 91 91 141. Режим работы с 08-00 до 18-00 часов в рабочие дни.

Для того, чтобы в полной мере реализовать право потребителей на получение консультационной помощи в информационной телекоммуникационной сети Интернет функционирует Государственный Информационный Ресурс в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), созданный Роспотребнадзором по поручению Правительства Российской Федерации. Вход на данный ресурс свободный. Доступ к ресурсу осуществляется по адресу: http://zpp.rospotrebnadzor.ru.

Территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и гфз Севастополю