Данные по защите прав потребителей за 1 квартал 2021 года

В течение первых трех месяцев 2021 года в Территориальный отдел Роспотребнадзора по Черноморскому и Раздольненскому районам поступило 12 обращений, из них в сфере защиты прав потребителей – 7, что составляет 58,3% от общего количества поступивших обращений.

Так, из поступивших обращений граждан за 1 квартал 2021 года на нарушения в сфере торговли приходится 3 обращения, на сферу услуг – 2.

Основными вопросами обращений граждан остаются непредставление необходимой и достоверной информации о товаре, нарушение сроков проверки качества (экспертизы) товара, нарушение сроков доставки (передачи) товаров, приобретенных, в том числе, с использованием дистанционных каналов («Интернет»), непредставление на период ремонта (замены) товара аналогичного качества, отказ продавцами в возврате денежных средств, в замене товара ненадлежащего качества и т.д.

Суть обращений о предоставляемых услугах (работах) также сводится к предоставлению недостоверной информации об услуге (работе), возврату денежных средств по договорам, навязыванию дополнительных услуг, изменению условий договора в одностороннем порядке, наличию в договорах условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

В результате рассмотрения письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей Территориальным отделом Роспотребнадзора по Черноморскому и Раздольненскому районам в пределах полномочий принимались различные меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан. В 65 % случаях заявителям даны необходимые разъяснения, в том числе и о принятых в отношении хозяйствующих субъектов административных мерах воздействия; 20% обращений направлено на рассмотрение в другие государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. В 2 случаях по фактам, изложенных в обращениях граждан выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

5 обращений послужили поводом для проведения предварительных проверок поступившей информации. По итогам контрольно-надзорных мероприятий возбуждено 3 административных производств.

Специалистами Территориального отдела Роспотребнадзора по Черноморскому и Раздольненскому районам на досудебном этапе защиты прав потребителей оказывалась помощь потребителям в подготовке и оформлении их законных требований по отношению к продавцам, изготовителям, исполнителям.

Напоминаем, что грамотное и обоснованное требование, предъявляемое изготовителю, исполнителю, продавцу позволяет потребителю самостоятельно восстановить нарушенные права. Такая форма работы позволяет осуществить оказание помощи потребителю без проведения контрольно-надзорных мероприятий и способствует профилактике правонарушений. Прежде всего, это предупреждение и пресечение нарушений законодательства о защите прав потребителей до возникновения конфликтной ситуации путем разъяснений норм законодательства и оказание практической помощи в решении вопроса по восстановлению нарушенных прав не только потребителям, но и продавцам (исполнителям услуг).

Эффективным профилактическим средством в предупреждении конфликтных ситуаций на потребительском рынке является консультативная помощь по устным обращениям граждан. Так, за 1 квартал 2021 года Территориальным отделом по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополь принято участие и проведено 2 горячие линии в сфере защиты прав потребителей, дано 25 консультаций по разъяснению потребителям их прав в случае возврата денежных средств за товар (работу, услугу), приобретения товара ненадлежащего качества, о возможностях по замене товара и т. д. Результатом данной работы явились: расторжение договоров купли – продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, возврат уплаченных денежных средств, замена товара ненадлежащего качества, устранение причин обращений и другие действия, направленные на восстановление нарушенных прав.

Территориального отдела Роспотребнадзора по Черноморскому и Раздольненскому районам не прекращается работа по информационному просвещению потребителей и продавцов (исполнителей, изготовителей). За прошедший квартал должностными лицами Роспотребнадзора принято участие в 175 выступлениях в СМИ.

Территориальный отдел по Черноморскому и Раздольненскому районам Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополь дополнительно напоминает, что в ГИС ЗПП в разделе «Справочник потребителя» http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/actual располагается рубрика: «Примерные формы документов» http://zpp.rospotrebnadzor.ru/handbook/torg/forms, которая содержит образцы претензий и заявлений.