Об изменениях федерального законодательства в сфере закупок

В 2019 году в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) внесены существенные изменения федеральными законами от 01.04.2019 № 50-ФЗ, от 01.05.2019 № 69-ФЗ, от 01.05.2019 № 70-ФЗ, от 01.05.2019 № 71-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 27.06.2019 № 152-ФЗ.

Так, вступили в силу изменения в ст. 56 и 56.1 Закона № 44-ФЗ, согласно которым установлен запрет на закупку услуг по организации отдыха и оздоровления детей посредством электронного аукциона. Закупка таких услуг должна проводиться в виде конкурса с ограниченным участием (п.3 ч. 2 ст. 56.1 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, вступили в силу следующие изменения в Закон № 44-ФЗ:

  • отменена обязанность устанавливать в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы;
  • отменена обязанность составлять отчеты об исполнении контракта, этапа контракта;
  • изменен срок размещения извещения о закупке с даты внесения изменений в план-график: с 1 июля текущего года внесение изменений по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 1 день до дня размещения извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС);
  • введена возможность закупать любую продукцию по цене за единицу товара, работы, услуги при неопределенном объеме;
  • увеличен ценовой порог для проведения «короткого» электронного аукциона: 300 млн руб. для любых закупок, 2 млрд руб. для закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (далее – строительные работы);
  • установлено, что  при закупке строительных работ документация должна содержать утвержденную проектную документацию, за исключением случая, если подготовка проектной документации не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона          № 44-ФЗ, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование;
  • срок рассмотрения первых частей заявок в «длинных» аукционах сокращен с 7 до 3 рабочих дней, при «коротком» аукционе – 1 рабочий день;
  • при проведении закупки путем запроса предложений (в том числе в электронной форме) в случае, если закупка признана несостоявшейся по причине отсутствия поданных заявок, заказчики вправе заключить контракт с единственным поставщиком по согласованию с контрольным органом;
  • увеличен ценовой порог при закупках у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: по п. 4 – со 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., по п. 28 – с 200 тыс. руб. до 1 млн руб.;
  • при расторжении контракта с победителем у заказчиков появилась возможность заключить контракт со вторым «номером» (при условии его согласия) без повторного проведения такой закупки;
  • допускается изменение любых существенных условий контракта, заключенного с единственным поставщиком в порядке п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (закупки у субъектов естественных монополий, предоставление коммунальных услуг, плата за содержание многоквартирных домов, энергоснабжение, аренда помещений, лечение заграницей,  защита интересов государства в иностранных судах);
  • допускаются изменения объема и видов работ в контрактах на строительные работы, сохранение объектов культурного наследия при условии пропорционального изменения цены не более чем на 10 %, а также изменение срока этих работ при невозможности исполнения контракта по независящим от сторон обстоятельствам либо по вине подрядчика;
  • если специальным законодательством предусмотрен иной срок оплаты, чем тот, что указан в ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, заказчик должен установить в контракте срок оплаты, предусмотренный специальным законодательством;
  • запрещена выплата аванса участнику закупки, снизившему цену контракта по результатам торгов на 25 и более процентов;
  • средства, полученные в качестве пожертвования и по завещанию, бюджетные учреждения и унитарные предприятия могут расходовать в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», соответствующие изменения в положения о закупках необходимо внести до 01.10.2019;
  • при закупках работ по сохранению объектов культурного наследия, закрытых закупках услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных коллекций и предметов в контрактах заказчиком может быть установлен запрет на субподряд;
  • увеличена сумма при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ с 400 тыс. руб. до 600 тыс. руб., а также расширен круг заказчиков, которые вправе использовать данное основание при закупках;
  • дополнен перечень оснований для возврата жалобы. В настоящее время жалоба лица, внесенного в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), может быть возвращена (в случае если обжалуемая закупка содержит ограничение на допуск лиц, включенных в РНП);
  • расширен перечень оснований для проведения контрольным органом внеплановой проверки: заявление, сообщение физического лица, юридического лица или осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства о контрактной системе, сообщение СМИ, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства о контрактной системе;
  • сокращены сроки подачи жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа и электронной площадки с 10 до 5 дней;
  • сокращены сроки рассмотрения документов о внесении в РНП с 10 до 5 дней;
  • допускается однократное изменение срока исполнения контракта строительного подряда на срок, не превышающий срок исполнения контракта, предусмотренный при его заключении.

С 10.10.2019 вступают в силу изменения относительно планирования закупок. Учитывая, что ст. 17 Закона № 44-ФЗ утратит силу, у заказчиков отменяется обязанность по размещению и заполнению планов закупок.

 

Прокуратура Черноморского района