С 1 июля 2021 года вступают в силу нововведения в законодательство о государственном и муниципальном контроле (надзоре)

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Данным законом введены определенные нововведения в надзорной деятельности.

Например, по новому закону в качестве контролируемых лиц признаются не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и граждане и организации практически во всех сферах правоотношений, а не только в сфере предпринимательской деятельности.

Также в законе указан исчерпывающий перечень видов деятельности, (например, такие как оперативно-розыскная деятельность, дознание, предварительное следствие, деятельность органов прокуратуры) которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся.

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого после 01.07.2021  созданы такие ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора) (будет сформирован до 2022 года); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий (сейчас это Единый реестр проверок); Информационная система досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям.

При этом важным нововведением станет невозможность проведения контрольного (надзорного) мероприятия, которое не включено в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Нарушение этого правила будет считаться грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которое послужит основанием для отмены соответствующего решения, принятого по результатам такого контрольного (надзорного) мероприятия.

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.

Продолжительность проверок будет составлять максимум 10 рабочих дней, что в два раза меньше, чем сейчас.

Положения о видах регионального и муниципального контролей на основе этого закона должны быть приняты до 01.01.2022. До их утверждения будут применяться положения, принятые по правилам, утвержденным Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 01.07.2021, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату их начала.